5 октября на торгах аукционного дома Sothebyʼs в Лондоне самоуничтожилась картина уличного художника Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Это произошло, как только полотно продали за 1,04 миллиона фунтов стерлингов: встроенный в раму шредер просто разрезал его на длинные полосы (но не до конца).
Фигура Бэнкси — как чистая стена, на которой можно написать что угодно. Любая попытка оформить его биографию превращается в перечисление осуществленных проектов, сплетен и гипотез относительно личности. Неизвестно неопровержимых фактов о нем. Или них, ведь по одной из версий, Бэнкси — это коллектив художников.
«Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он ссыт».
— Бэнкси
Если отвлечься от расследования истории стрит-артиста и тем самым принять его правила игры, то есть сконцентрироваться на его работах, то что мы увидим? Попытку диалога с обществом через вандализм. (Ведь по-честному, то, что делает Бэнкси — это вандализм с миленьким лицом.) Подобное пытаются делать тысячи стрит-артистов по всему миру, но именно Бэнкси удалось обратить на себя внимание. Не сразу конечно: считается, что он граффитит уже больше 20 лет, но по-настоящему знаменит примерно треть этого периода.
Вероятно, секрет успеха Бэнкси в том, что он
в нужное время оказался в нужном месте
с нужным мессенджем. И, конечно, ореол тайны добавляет бонусов к его персоне.
Бэнкси позиционирует себя как независимый художник, который сам не продает свои работы. Правда, у него есть агент, который их успешно реализует на арт-рынке.
Пожалуй, главное, чего не стоит делать
в случае с Бэнкси, — это воспринимать его серьезно.
В комментариях, которыми он сопровождает свои работы, всегда есть ирония, которая перечеркивает изначальный пафос. Запоминающиеся образы программируют ваше отношение к проблеме, на которую обращает внимание Бэнкси. Это та же пропаганда, только не из телевизора, который можно и выключить, а «смотрящая» на вас со стен зданий. И вот ее-то уже не «выключить». Бэнкси отвешивает общественному вкусу пощечину за пощечину но, похоже, обществу это только доставляет удовольствие.
Made on
Tilda